Первая полоса

11 главных событий 2023 года

Крутых релизов в этом году было много, да и интересных событий в игровой индустрии набралось достаточно. По традиции вспоминаем самые важные из них.

Похороны Stadia

О закрытии Google Stadia стало известно ещё в 2022 году, и в январе оно произошло. Стриминговый сервис Google просуществовал чуть больше трёх лет. Были попытки и делать игры временными эксклюзивами, и создавать собственные проекты, но ничего из этого не выстрелило. При этом конкуренты сервиса пока что продолжают функционировать: о смерти Amazon Lina, GeForce NOW и Xbox Cloud Gaming разговоров нет.

Google с большой ответственностью подошла к процедуре закрытия и постаралась оставить у всех пользователей Stadia приятные впечатления. Во-первых, она вернула деньги и за приобретённое «железо», и за все купленные игры. Средства вернули автоматически. Некоторые разработчики позволили игрокам перенести сохранения со «Стадии» — опция появилась в  Borderlands 3,  Cyberpunk 2077,  Destiny 2 и других проектах.

Во-вторых, перед закрытием серверов стала доступна новая бесплатная игра — простенькая аркада Worm Game, с помощью которой разработчики тестировали Stadia ещё до релиза сервиса. Наконец, компания позволила владельцам геймпада Stadia использовать его в дальнейшем. Изначально в контроллере был отключён Bluetooth и «коннект» происходил напрямую к серверам Stadia. Теперь же Bluetooth можно разблокировать.

Покупки, которых было мало

Новых громких сделок в этом году не заключали. В марте издательство Atari вдруг решило приобрести за $10 млн Nightdive Studios, авторов многочисленных ремастеров и ремейков, включая недавнюю  System Shock. Focus Entertainment купила студию Dovetail Games, известную благодаря серии  Train Sim World. Сумма сделки не разглашалась. Вскоре после этого китайский гигант Tencent приобрёл польский коллектив Techland — авторы  Dying Light утверждают, что на их независимости это не отразится.

В августе SEGA завершила сделку по приобретению Rovio Entertainment за $775 млн. Создатель  Angry Birds понадобился компании для того, чтобы та увереннее чувствовала себя на мобильном рынке. А в октябре очередную покупку совершила Atari — на сей раз она поглотила Digital Eclipse, коллектив, который занимается созданием современных коллекций старых игр. В его портфолио есть сборники  Mega Man и  Street Fighter.

Microsoft и Activision победили регуляторов

В октябре этого года наконец-то закрылась сделка по приобретению Activision Blizzard корпорацией Microsoft. На протяжении двух лет компании сражались с регуляторами, из-за которых в соглашение пришлось внести множество правок. Одну из последних продвинуло британское Управление по конкуренции и рынкам — Ubisoft получила право размещать в своём стриминговом сервисе Call of Duty и другие игры Activision Blizzard (в том числе те, которые выйдут в ближайшие 15 лет).

Почти все изменения аналогичны этому — регуляторы хотели убедиться, что Microsoft будет честно конкурировать с Sony. Поэтому корпорация пообещала не делать игры Activision Blizzard эксклюзивами даже в собственном облачном сервисе. А вот добавлять их в Game Pass никто не запрещает. Больше всего из-за сделки переживал глава PlayStation Джим Райан (Jim Ryan) — он не доверял Microsoft и был уверен, что компания намеренно будет выпускать на консолях Sony ухудшенные версии Call of Duty либо вообще перестанет издавать игры серии на PlayStation. Подписанное в июле соглашение обязывает Microsoft выпускать эти шутеры на PlayStation ещё 10 лет.

Такая сделка не могла обойтись без перестановок в руководстве. Уже 29 декабря Activision Blizzard покинет Бобби Котик (Bobby Kotick), пробывший на этом посту 32 года. С июля 2021-го его имя в основном упоминалось в статьях о нездоровой обстановке в компании — на неё подали в суд, обвинив руководителей в сексуальных домогательствах и прочих нарушениях, которые никак не карались. Котик до последнего отвергал обвинения, но закончилось разбирательство тем, что Activision выплатит $54 млн для урегулирования конфликта. Основная часть этой суммы пойдёт на выплаты пострадавшим.

Тысячи уволенных

Геймерам 2023 год преподнёс немало подарков, но не всем разработчикам этот год оставит приятные воспоминания. По данным независимых исследователей, за 12 месяцев из игровых компаний уволили свыше 7 000 сотрудников. На фоне прошлого года число безумное — в 2022-м работы лишились около тысячи человек.

В основном увольнения связаны с тем, что в пандемию компании раздулись, ожидая, что увеличившиеся денежные потоки останутся таковыми и в дальнейшем. Однако, как только люди перестали сидеть по домам, всё вернулось на круги своя. Плюс в связи с нестабильностью мировой экономики приходится по возможности сокращать бюджеты. А в некоторых случаях увольнения вызваны коммерческими неудачами — к примеру, мультиплеерный шутер  Hyenas от Creative Assembly отменили ещё до того, как он увидел свет.

 

Частенько в новостных заголовках мелькала EA: то 200 тестеров  Apex Legends уволит, то расстанется ещё с 6 % работников, то из BioWare уйдут 50 человек, включая ведущих сценаристов, то Codemasters сократится. Из Relic Entertainment (авторы Company of Heroes) ушёл 121 человек, из Niantic ( Pokémon GO) — 230, из Striking Distance ( The Callisto Protocol) — 32. Sony рассталась с частью работников Bungie и Media Molecule, Epic Games попрощалась аж с 900 сотрудниками, Amazon уволила 180 работников игрового подразделения — список, в общем, гигантский.

Больше всего пострадали студии, которые купила Embracer. У шведского гиганта сорвалась сделка на $2 млрд с неназванным партнёром — говорят, им была Savvi Games Group, «дочка» Суверенного фонда Саудовской Аравии. Ранее она вложила $1 млрд в Embracer, благодаря чему компания приобрела права на  Tomb Raider и  Deus Ex, а также на разработку игр по «Властелину колец». Во второй раз получить инвестиции не удалось, а потому началась «программа по реструктуризации»: студия Free Radical (TimeSplitters) закрылась, Volition (Saints Row) закрылась, в Crystal Dynamics прошли увольнения, они же затронули Beamdog ( Baldur’s Gate: Enhanced Edition), New World Interactive (Insurgency) и 3D Realms. Сообщается, что на этом Embracer не остановится — сокращения продолжатся в 2024 году.

The Day Before

Дебютный геймплейный трейлер  The Day Before так впечатлил геймеров в начале 2021 года, что игра быстро оказалась в списке самых ожидаемых проектов в Steam. Разработчики из студии Fntastic обещали «настоящий прорыв в жанре MMO-выживания» — с реалистичной графикой и ни на что не похожими механиками. Чуть позже стала известна дата релиза — 21 июня 2022 года, но за месяц до этого дня начало происходить что-то странное.

 

Такой игру презентовали в первый раз.

Сначала игру перенесли в связи с переходом на Unreal Engine 5. Потом коллектив заподозрили в эксплуатации волонтёров, но этот мини-скандал быстро забылся. В январе 2023 года страница игры исчезла из Steam из-за неприятностей с торговой маркой The Day Before, и тогда же случился очередной перенос. В общем, аудитория начала подозревать, что игры на самом деле не существует. Однако 7 декабря она всё же появилась в раннем доступе Steam.

Вот только игра оказалась далеко не такой, какой её показывали в трейлерах. Многочисленные баги, посредственная графика, взятые из магазинов ассеты, унылые диалоги, кошмарный дизайн звука — минусов настолько много, что сайт IGN впервые за долгие годы поставил оценку 1/10. Вспоминалась ситуация с  No Man’s Sky — ну да, обманули игроков, но потом бесплатными патчами приведут игру в нормальное состояние. Однако у Fntastic были другие планы — спустя четыре дня после релиза она объявила о закрытии, поскольку денег на дальнейшую разработку якобы нет. Все покупатели могут запросить возврат средств, а серверы The Day Before отключат 22 января.

Что же это было? Деньги на разработку не собирали на Kickstarter, предзаказов не было, бонусов за раннюю покупку — тоже. Это как будто бы не та ситуация, когда мошенники пытались собрать как можно больше денег и исчезнуть, — они бы использовали другие методы. Судя по интервью сайта DualShockers с одним из сотрудников, коллектив действительно хотел сделать нормальную игру, но хаотичный процесс разработки, нежелание руководства прислушиваться к советам и его импульсивность (не согласен — уволен) сильно мешали. Хочется верить, что когда-нибудь мы узнаем всю правду.

E3 — всё

Помните времена, когда мы закупались едой и готовились смотреть пресс-конференции на Е3? Вечерком глянуть презентации Microsoft и Ubisoft, в 04:00 МСК оценить анонсы Sony, иногда Square Enix и Bethesda что-нибудь показывали… Если для зрителей всё ограничивалось конференциями, то для разработчиков Е3 была ещё и крупной выставкой, где и показать свои игры посетителям можно, и найти партнёров или издателей.

E3 существовала с 1995 года и наверняка продолжила бы существовать в каком-то виде, но в 2020-м случилась пандемия и Е3 впервые отменили. Связанные с повсеместными ограничениями сложности не позволили организаторам провести онлайн-версию мероприятия, зато её пообещали реализовать в 2021-м. Это действительно получилось, однако реакция была неоднозначной — издатели не совсем понимали, зачем им проводить конференции на какой-то онлайн-выставке, если они сами могут всё показать через собственные каналы связи.

В итоге интерес к Е3 со стороны компаний начал стремительно угасать. Когда были анонсированы даты Е3 2023, все крупные издатели один за другим сообщили о своём нежелании там присутствовать: сначала Nintendo, потом — Microsoft, Ubisoft, Sony и даже SEGA. Сперва организаторы планировали изменить формат будущих выставок, чтобы вернуть интерес издателей, но спустя несколько месяцев разослали пресс-релиз, в котором сообщили о смерти Е3. Объяснили это тем, что компании нашли новые способы связи с фанатами и партнёрами. Способы-то они нашли, но с чередой ярких конференций ничто не сравнится.

Не услышим их голоса

В статьях о главных событиях года я редко пишу об умерших актёрах из видеоигр, но в этот раз их было больше обычного. В январе в возрасте 45 лет ушла из жизни Энни Вершинг (Annie Wersching), Тесс из  The Last of Us. О своём онкологическом заболевании она знала ещё с 2020 года и продолжала сниматься — последнюю роль она сыграла в сериале «Звёздный путь: Пикар». После The Last of Us в видеоиграх она озвучила лишь шпионку Тассин из  Anthem.

Энни Вершинг.

В марте умер Лэнс Реддик (Lance Reddick), ему было 60 лет. Больше десятка лет он был голосом коммандера Завалы в  Destiny. Реддик постоянно поддерживал связь с фанатами шутера, реагировал на их сообщения в соцсетях и проводил в игре много времени — в последний раз он заходил в неё за день до смерти. Теперь вместо Реддика Завала будет говорить голосом Кита Дэвида (Keith David), капитана Андерсона из  Mass Effect.

Также актёр сыграл Сайленса в  Horizon Zero Dawn и  Horizon Forbidden West — в его честь в сиквеле установили мемориал. Пока неизвестно, что станет с его персонажем в будущих играх серии.

Лэнс Реддик.

А под конец года из жизни ушёл Джеймс Маккэффри (James McCaffrey), голос Макса Пейна. Он скончался в возрасте 64 лет от рака костного мозга. Хотя он озвучивал этого персонажа аж в трёх частях серии, ни в одну из них Маккэффри не играл — говорил, что видеоигры ему не очень интересны. Это была не единственная роль актёра — он подарил голос персонажам других игр Remedy, в том числе  Control и обеих  Alan Wake. А в  Alone in the Dark 2008 года он озвучил главного героя.

Творческий руководитель Remedy Сэм Лейк (Sam Lake) и Джеймс Маккэффри.

Бегущие от Unity

На протяжении долгих лет Unity был одним из самых популярных игровых движков, которым в основном пользовались независимые разработчики — на нём, к примеру, сделаны  Hollow Knight и  Cuphead. Всё шло своим чередом, как вдруг создатели Unity подумали, что им нужно больше денег, и анонсировали программу Runtime. С 1 января 2024 года разработчики, создавшие игры на этом движке, должны были бы выплачивать Unity по 20 центов за каждую установку. Это коснулось бы тех проектов, которые установили более 200 тысяч раз или которые заработали минимум $200 тысяч за год. Речь шла не только о новинках, но и о давно выпущенных играх.

Многочисленные разработчики были недовольны такими условиями — авторы  Cult of the Lamb вообще сказали, что удалят игру из магазинов 1 января. Создатели Unity постарались исправить ситуацию — изменили условия и уточнили, что старых релизов Runtime не коснётся. Они утверждали, что «большинству разработчиков» платить ничего не придётся, вот только ущерб репутации уже был нанесён. Глава Facepunch Studios ( Rust) написал в своём блоге, что «в следующий раз такую ошибку не допустит» и Rust 2 будет создаваться на другом движке.

В октябре свой пост покинул генеральный директор Unity Technologies Джон Ричителло (John Riccitiello) — многие связывали это с провальным анонсом Runtime, из-за которого стоимость акций компании упала на 10 %. Полностью от этой программы Unity не отказалась, но платить будут только те разработчики, чьи игры сделаны на новых версиях Unity и выходят после 2024 года. А у работающих с Unity Personal (бесплатной версией движка) лишние деньги брать не будут. Мало того, теперь пользоваться ею смогут студии, чья прибыль не превышает $200 тысяч в год, — раньше переходить на платную версию нужно было по достижении $100 тысяч.

Джон Ричителло.

Анонс GTAVI

В начале ноября Rockstar анонсировала премьеру  GTAVI — показать трейлер планировали через месяц. Фанаты смиренно ждали и даже заранее выяснили, что длиться он будет полторы минуты. Однако за несколько часов до назначенного времени трейлер появился в соцсетях — в жутком качестве и с рекламой биткоина, закрывающей половину экрана. Шило в мешке утаить было сложно, поэтому разработчикам пришлось быстро публиковать нормальную версию ролика.

 

Многие подробности мы знали ещё из прошлогодней утечки: в GTAVI игроки в самом деле вернутся в Вайс-Сити, а главных героев действительно будет два — парень и девушка. Графика роскошная, развлечений явно будет море, отсылок к реальным событиям нашли множество. Огорчают лишь две вещи. Во-первых, релиз намечен аж на 2025 год, и дата вряд ли окончательная —  Red Dead Redemption 2 переносили аж два раза. Во-вторых, пользователи компьютеров опять остались не у дел — игра анонсирована для PlayStation 5 и Xbox Series. Зато официальный сайт переведён на русский язык — локализованные субтитры наверняка будут.

Также в этом году решилась судьба хакеров, из-за которых мы узнали о GTAVI много месяцев назад. Они опубликовали около сотни видеороликов, показывающих прогулки по городу, ограбления и взаимодействие с персонажами. В суде Rockstar заявила, что из-за утечки потеряла $5 млн. Один из хакеров, восемнадцатилетний парень, взломавший также Uber Technologies, Revolut Ltd. и NVIDIA, был помещён судом в лечебницу. Он утверждал, что даже после освобождения не остановит деятельность, а потому суд посчитал его опасным для общества. Семнадцатилетний сообщник же признал вину и раскаялся, но всё равно отправился в центр реабилитации молодёжи.

Все секреты Insomniac

Если в прошлом году от хакеров пострадала Rockstar, то в 2023-м досталось Insomniac Games. О взломе стало известно 12 декабря — сообщалось, что злоумышленники получили доступ к личным данным сотрудников, а также ко множеству конфиденциальных материалов, связанных с грядущими играми студии. Хакеры требовали от Sony большую сумму в биткоинах, но компания никак не отреагировала, и спустя несколько дней преступники выложили почти всё в открытый доступ.

Расписание наверняка ещё много раз изменится.

Новой информации о планах студии очень много: и ПК-релиз  Marvel’s Spider-Man 2 до апреля 2025 года, и график релизов, в котором упоминаются новая Ratchet & Clank и некий проект по X-Men. Правда, обе игры выйдут не раньше 2029 года. А в 2025-м стоит ожидать игру о Веноме — масштабами она будет похожа на  Marvel’s Spider-Man: Miles Morales. Также в файлах обнаружили табличку с данными о продажах эксклюзивов Sony — оказалось, что  Bloodborne и  Ghost of Tsushima разошлись тиражом около 7,5 млн копий каждая, а ремастер первой The Last of Us купили свыше 18 млн раз. Правда, информация актуальна на февраль 2022 года.

Но больше всего утечек связано с  Marvel’s Wolverine, о которой ранее ничего не было известно. Теперь мы знаем список актёров, персонажей и весь сценарий — спойлерами разбрасываться не буду. Было слито и технодемо — сначала взглянуть на него можно было лишь в видеоформате, а затем сборку удалось запустить. Американские провайдеры даже начали рассылать пользователям уведомления о нарушении авторских прав. На днях Insomniac Games прокомментировала случившееся, назвав ситуацию эмоциональным ударом для коллектива. Разработка продолжается, и игра «сильно изменится в процессе».

Победа и поражение Epic

В этом году продолжился суд между Epic и Apple, и для компании Тима Суини (Tim Sweeney) он обернулся почти полным провалом. Единственное, что судья потребовал от Apple, — разрешить разработчикам приложений добавлять в них ссылки на сайты со сторонними способами оплаты, где стоимость товаров или подписки может быть ниже. И Epic, и Apple обжаловали это решение.

Тим Суини.

А вот Google, с которой Epic тоже судилась, повезло меньше — по крайней мере, на первый взгляд. Суд Сан-Франциско признал корпорацию монополистом, использующим незаконные методы для сохранения своего положения. Суини назвал это решение победой для всех разработчиков и потребителей и поблагодарил неравнодушных, следивших за судебным процессом.

Впоследствии выяснилось, что не всё так радужно. Все изменения, связанные с альтернативными способами оплаты, прикреплены к системе User Choice Billing — изобретению Google, которое ранее было доступно только в Южной Корее, а вскоре появится в США и Европе. Если пользователь оплачивает покупки через UCB, а не через стандартную Google Choice Billing, комиссионный сбор составляет не 30 %, а 26 % — разница незначительная. Радовавшийся победе Суини сменил тон, когда узнал о такой обманке, и не планирует сдаваться — окончательное решение суд вынесет лишь в следующем году, так что время на обжалование ещё есть.

А чем эти 12 месяцев запомнились вам? Рассказывайте в комментариях!

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»